Баткин, леонид михайлович. Баткин Л.М

Л. М. Баткин 1
НА ПУТИ К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТИ

(сокращенно)

Принято считать, что Возрождение — и, в частности, Кастильоне в своих диалогах о “Придворном” — выдвинуло идеал разносторонней и гармонической личности. Это весьма неточно. Итальянцы XVI в. еще не употребляли столь привычных слов personalitaў и individualitaў и не были знакомы с понятиями, ими выражаемыми.

Идея личности сложилась лишь в конце XVIII в., тут же послужив могучей закваской романтизма. Она была призвана заполнить вакуум, образовавшийся вследствие окончательной десакрализации представлений о месте отдельного человека в мире. Индивид, самосознание которого ранее было соотнесено с корпоративным или сословным статусом, с религиозно-всеобщей ответственностью и оправданием преходящего существования, — вдруг увидел себя посреди неслиянного с ним, часто враждебного социального космоса, в открытости и неизвестности истории.

Над человеческим и земным более не стало высшего смысла и закона.

Исходной для человека и впрямь неотъемлемой от него в итоге нового времени оказалась только его принадлежность самому себе, его индивидуальность. Именно в сфере индивидуального он и должен был отныне искать духовную опору. То есть сиюминутную и особенную правду своего бытия уразуметь как нечто общезначимое и бесценное, осознать себя как “личность”.

Подобно растению, которое способно произрастать лишь в известной ландшафтно-климатической зоне, так и коренная новая идея “личности” смогла развиться лишь в окружении и в связи с целым ландшафтом других новых идей, в контексте радикально изменившегося мировосприятия. Личность — то, что включает человека в бесконечное историческое общение через собственное уникальное послание. Всечеловеческий смысл отдельной жизни, таким образом, оказывается отождествленным с культурой. (Несмотря на древность слова, это, конечно, тоже специфически новоевропейское понятие.) Оба они, “личность” и “культура”, пронизывают друг друга и подразумевают наличие другой “личности”, другой “культуры” и установление диалога между ними: тут единственность — непременное условие, но возникает она именно на границе с другой единственностью. Поэтому обе идеи внутренне сопряжены еще с одной небывалой идеей историзма, с признанием неповторимого своеобразия и, следовательно, относительности любых структур и ценностей, с характерным острейшим чувством анахронизма.

Итак, под “личностью”, по-видимому, можно подразумевать понятие, стремящееся охватить идеальные установки и проблемы, возникшие в результате выдвижения на первый план автономной человеческой индивидуальности. Когда всеобщее выступает не “над” индивидуальным и не “в форме” индивидуального, а как самое индивидуальное, особенное — это и есть личность.

Скажем так: личность — вот это, являющееся мимолетно и только единожды во Вселенную, но тем и замечательное, взятое как самодостаточное, субстанциональное. Каждая личность — не часть, а средоточие и перефокусировка всечеловеческого. Если согласиться, что идея личности — одно из важнейших выражений антитрадиционализма (сколько бы элементов традиции она в себя ни вобрала), сознательный прорыв античнохристианского горизонта, — то как расценить в этом плане Возрождение?

Известно, что Возрождение — наиболее ранний этап движения в указанном направлении, до такого прорыва и распада, впрочем, пока отнюдь не дошедшего...

Ренессансная мысль трудилась— и как раз в этом ее своеобычная законченность — не над готовой идеей личности, а, если угодно, над ее пред-определениями, которые позволили бы индивиду утвердиться в себе, в своей, как тогда говорили, “фантазии”, не порывая с традиционалистскими, абсолютными и нормативными, ориентирами (с “человеческой природой”, “подражанием древним”, “совершенством”, “божественностью”), но странно сдвигая их и переиначивая. Попытки как-то согласовать вечное и земное, абсолютное и отдельное, норму и казус привели к толкованию индивида в качестве l’uomo universale (итал. — универсальный человек. — А. П.), и это сполна сказалось в таинственно-подспудном мотиве “разнообразия” — на мой взгляд, решающей культурологической категории Возрождения.

1. Баткин Леонид Михайлович (р. 1932)— теоретик и историк культуры. Основные работы посвящены итальянскому Возрождению: “Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления” (1978), “Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности” (1989), “Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления” (1990).

М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. — 448 с.В этой книге представлены работы известного специалиста по культуре итальянского Возрождения, написанные в основном в 70-х годах и рассеянные по различным малодоступным изданиям. Собранные произведения обнаруживают продуманный план автора: через судьбы конкретных идей и людей автор стремится прийти к выработке новой общей концепции итальянского Возрождения как исторически неповторимого типа культуры.От автора
Замечания о границах Возрождения
Часть первая. Гуманисты стиль жизни и стиль мышления
Об определении ренессансного "гуманизма"
Как становились гуманистами
Была ли интеллигенция в средние века
Почему трудно выделить групповой статус гуманистов
Неформальная общность
"Труды в досуге"
Самоутверждение личности: Пико делла Мирандола
"Общность по занятиям словесностью"
Пять условий Лоренцо Баллы
Социальный престиж гуманистической образованности
Что требовалось для успеха
Художники
Социальные установки
Новая концепция человеческого достоинства и гуманистический индивидуализм
Воспитание души
Одно из писем Макьявелли
Ландино о пользе гуманистов для общества
Мудрецы и профаны
Социально-культурный смысл двуязычия
Две реальности
"Жадность к словесности"
Восприятие времени
Универсально-человеческое значение гуманистического знания
Природное и культурное
"Серьезная игра"
Ритуал гуманистического общения
Жизненная обстановка как текст
Характер гуманистической переписки
Ученая дружба
"Стилизация" или "мифологизация" жизни?
Ссора Полициано и Бартоломео делла Скалы
Новелла Саккетти
От мифа к культуре
Поджо Браччолини в Бадене
Диалог
Искусство спора
Структура жанра как выражение мироотношения
Исторический экскурс: Л Ольшки о диалогах XV века
"Разные склады ума"
Самоопровержение Никколи в сочинении
Леонардо Бруни "К Петру Гистрию"
"Об алчности" Поджо Браччолини
"Камальдульские беседы" Кристофоро Ландино
Разноголосица в высказываниях Верджерио
Эпистолярный спор Пико делла Мирандолы и Эрмолао Барбаро
"О наслаждении" Лоренцо Баллы
"О преимуществах римской курии"
Лапо да Кастильонкьо
Противоречия гуманистического стиля мышления
Гуманизм и диалогическая традиция
От дантовского Лимба к "Афинской школе" Рафаэля
Часть вторая. Возрождение и религия
Гуманисты и церковь
Изменения в религиозности пополанской верхушки
Характер насмешек над религией в новеллах
Франко Саккетти
Были ли "безбожниками" Помпонацци и Каллимах
Диалог христианства и античности в ренессансном сознании
Ранние гуманисты и религия
Филологический критицизм Лоренцо Баллы
Гуманистическое изображение рая
Бембо и трактаты о любви XVI века
Теория любви в неоплатонизме Фичино
Фичино об "естественной религии"
Конфессиональность Джованни Пико делла Мирандолы
Заключительные замечания
Часть третья. Проблема идеального
Марсилио Фичино о мире и Боге
В блаженной Аркадии
Истоки трагического в Высоком Возрождении
Часть четвертая. На социальном разломе
Макьявелли
Ренессанс и утопия
Парадокс Кампанеллы
Примечания

Общественный деятель. Доктор исторических наук.

Леонид Михайлович Баткин
Дата рождения 29 июня (1932-06-29 )
Место рождения
  • Харьков , Украинская ССР , СССР
Дата смерти 29 ноября (2016-11-29 ) (84 года)
Место смерти
  • Москва , Россия
Страна
Научная сфера история , литературоведение , культурология
Место работы
  • Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского
Альма-матер Харьковский государственный университет
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание Действительный член Американской академии по изучению Возрождения
Награды и премии

Биография

Окончил исторический факультет Харьковского государственного университета в 1955 году, кандидат исторических наук (1959, тема диссертации: «Данте и политическая борьба во Флоренции конца XIII - начала XIV веков)». Доктор исторических наук (1992, по совокупности работ на тему «Итальянское возрождение как исторический тип культуры»).

В 1956-1967 годах - преподаватель, доцент . Уволен за «грубые идеологические ошибки», в том числе за «пропаганду чистого искусства и формализма». В советский период ему не позволили защитить докторскую диссертацию [ ] .

Общественная деятельность

В 1979 году был участником самиздатского литературного альманаха «Метрополь ». В 1988-1991 годах был одним из руководителей клуба «Московская Трибуна ». В 1990-1992 годах участвовал в деятельности движения «Демократическая Россия ». Составитель сборника «Конституционные идеи Андрея Сахарова» (М., 1991). В мае 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти ».

Придерживался либеральных политических взглядов.

Награды

Основные работы

Монографии

на русском языке
  • Данте и его время: Поэт и политика. М.: